Воскресенье
19.05.2024
05:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Школьная пора
Главная Регистрация Вход
Блог »
Меню сайта

Главная » 2015 » Май » 7 » Первый класс - это ответственно
18:10
Первый класс - это ответственно

 

Первый класс - это ответственно
 

Как быстро растут дети! Казалось бы, еще вчера этот непоседа и почемучка был воспитанником детского сада. А сегодня он – будущий первоклассник. Человек, стоящий на первой ступени общественной жизни… «Как же он будет учиться в школе?» - вздыхает мама, успокаивая себя мыслью о том, что еще есть время «войти в норму».

Что такое норма?

Как в психическом, так и в психологическом развитии ребенка существует понятие нормы, зоны риска и патологии. Различаются эти группы набором достигнуты знаний, умений и навыков первоклассника, развитием психических процессов – памяти, внимания, мышления, индивидуально-личностными свойствами ребенка, а также условиями его социальной адаптации.

С каждым годом планка «нормы» растет.

Сама жизнь диктует это – новая система ценностей, технический прогресс, скорость перемен во всех отраслях человеческого существования…
Сейчас многие дети, поступая в первый класс, умеют бегло читать, считать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. И зачастую, обнаружив такой набор знаний и умений, ребенок с легкостью получает оценку «к школе готов». 
Однако полученные знания ему придется применять, находясь в большом коллективе, где внимание учителя достается, увы, не только ему, а делится на количество учащихся. И способность не растеряться в новых условиях напрямую зависит от таких характеристик, как уровень развития памяти и внимания, работоспособность, а также волевая регуляция, мотивация в познавательной деятельности и стремление к успеху. 
Выходит, школьная зрелость – понятие емкое. Это и интеллект, и его предпосылки (память, внимание, работоспособность), а также эмоционально-личностная готовность и социальная активность.

Как определить школьную зрелость и не ошибиться в выборе программы школьного обучения?

Здесь лучше положиться на мнение профессионалов. У опытного психолога имеется целый арсенал тестов и различных проб, которые помогут ему сделать выводы о психологическом развитии ребенка. 
Кроме того, в ходе наблюдений за его общением в группе детей специалист может сделать вывод о состоянии социальной адаптации ребенка, а также порекомендовать родителям программу обучения. 
Иногда даже при наличии высокого интеллекта, но несформированной мотивации к учебе и слабости концентрации внимания (что особенно часто наблюдается у гиперактивных детей) не следует отдавать в школу ребенка, не достигшего семилетнего возраста, и нужно очень хорошо подумать, стоит ли выбирать развивающую программу.

Инициатива против чувства вины.

Известный психолог Эрик Эриксон указывал на то, что именно к семи годам, т.е. к моменту поступления в школу, важнейшее значение приобретает то, насколько инициативен ваш ребенок. 
Если же налицо тревога, боязнь ошибиться, неуверенность в себе, страх перед оценкой и, как следствие, эмоциональное напряжение, - значит, победило чувство вины.

Уважаемые взрослые, родители и воспитатели!

Не следует сравнивать детей, излишне критиковать, стыдиться своего ребенка. Давайте ему кредит доверия, шанс, каждый раз хвалите его за смелость и мыслительную активность, продумайте систему поощрений за малейшие успехи. Все это очень важно для его будущего.

Где и как лучше всего готовить ребенка к школе?

Ответ очевиден – в коллективе сверстников в форме игры, моделируя различные школьные ситуации.

Главная задача – развить желание учиться и жить по правилам, продиктованным обществом.

Такую подготовку осуществляют как при школах, так и во многих социальных и коммерческих психологических центрах. Активней следите за информацией, узнавайте, спрашивайте. 
На мой взгляд, подготовку к школе следует вести по трем направлениям:

1. Развитие речи и познавательных процессов ребенка (восприятие, память, внимание, мышление), мелкой и крупной моторики (точные движения рук и тела), графические навыки.

На наших занятиях мы используем для этих целей пальчиковую гимнастику, ритмические движения под музыку, лепим, конструируем, рисуем по образцу и без образца. Кроме того, с помощью системы специально разработанных игровых упражнений учимся устанавливать причинно-следственные связи, сочинять и рассказывать по картинкам.

2. Развитие личности, эмоционального интеллекта и формирование навыков общения.

Знакомство детей с общественно-приемлемыми формами поведения, способами разрешения конфликтов, нормами этикета (поведение на уроке, перемене, в общественных местах, в гостях, за столом и т.д.) лучше всего происходит в сюжетно-ролевой игре.

Используя атрибуты (маски, предметы одежды и пр.), ребята примеряют на себя различные роли. Это помогает им встать на позицию другого, научиться считаться с интересами коллектива, сопереживать и оказывать помощь.

3. Еще одно, не менее важное направление работы – это беседы с родителями.

На занятиях по подготовке к школе я рассказываю мамам и папам будущих первоклассников об особенностях возраста, влиянии на ребенка стилей воспитания, семейных отношений. Часто после таких бесед родители понимают, что им самим необходимо изменить свое поведение в отношении ребенка.

Советы родителям будущего первоклассника

1. До поступления ребенка в школу проведите комплексное психологическое исследование ребенка на сформированность школьной зрелости. 
2. Проанализируйте свои притязания по отношению к малышу и его реальные возможности. Не стоит навешивать на ребенка чрезмерную ответственность и относиться к нему, как к старшекласснику. Помните, он еще играет. 
3. Как школьные уроки, так и выполнение домашних заданий не должны быть скучными, а приглашение к выполнению уроков не может звучать как приказ. Используйте игровые моменты. Иначе не ровен час, ваш ребенок заявит: «Надоела мне эта школа…»
4. Стимулируйте самостоятельность и мыслительную активность. Вводите знаковую систему оценки. 
5. Не переусердствуйте в выборе кружков. Помните, ваш ребенок – не вы сами. Не воплощайте через него свои нереализованные мечты. Его способности и интересы могут не совпадать с вашими. 
6. Не допускайте информационной перегрузки. Это может привести к переутомлению еще неокрепшего организма. 
7. Учите ребенка замечать положительное в окружающих его людях.

А самое главное, всячески поддерживайте своего ребенка. Помните, что сейчас это необходимо ему, как никогда.

Татьяна Манина, клинический психолог

 
 
 
 
    

 

 

 

 

Просмотров: 281 | Добавил: KATRIONA-83 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании