Пятница
03.05.2024
02:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Школьная пора
Главная Регистрация Вход
Литературное чтение »
Меню сайта

Ребята! Здесь вы сможете найти дополнительную информацию к урокам чтения, а так же почитать книги, проверить свою технику чтения.

 

 

Как заинтересовать ребенка чтением.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
В доме должна быть детская библиотечка.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

 

Обучение чтению  https://chudo-udo.info/uchimsya-chitatj  

 

                                    Как научить ребенка быстро читать?

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к  скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый 

 

материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

  Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

  1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

  Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

  2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

  3. Маленький словарный запас.

  4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

  5. Не развитый артикуляционный аппарат.

  6. Не по возрасту подобранные произведения.

 Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем  следующие методы и упражнения:

 1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

  2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

 3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

  4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

  5. Чтение за определенное время.

  Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

 6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в  мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание  - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

 7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

 8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

   9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

 10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

  11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи  эти слова.trrh

  12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

 13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

 14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

  15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

 16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

 17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Кот                      лес                         дом

Котик                  лесок                    домик

Котеночек          перелесок           домишко

 18.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

  19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

  20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

  21.Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

  22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

  23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

  23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

 24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, напримерс,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

  25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

  26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

  27.Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

 28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

  29. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

 30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть  в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.



Как готовить домашнее задание по чтению
 
 Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
 Посмотри, кто автор произведения.
 Внимательно прочитай весь текст.
 Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
 Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
 Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
 Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
 Составь план пересказа текста.
 Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
 Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
 Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
 Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
 

Как выучить стихотворение                      

1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.
2. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его настроение, интонацию, ритм.
 
3. Прочитай стихотворение ещё два-три раза. Постарайся его запомнить.
 
4. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
 
5. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
 
6. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

 

Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее:

1. Выучи первый отрывок.

2. Выучи второй отрывок.

3. Повтори первый и второй отрывки вместе.

4. Выучи третий отрывок.

5. Расскажи наизусть всё стихотворение.

6. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.

7. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи наизусть.



 

Нормы техники чтения 1-4 классы
 
 
1 класс
2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5".
3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5".
4 четверть: меньше 25 слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5".
 
2 класс
 
 1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5".

 2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5".

 3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5".

 4 четверть: меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5".

 

 3 класс

 1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70 слов "5".

 2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5".

 3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5".

 4 четверть: меньше 60 слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".

 

4 класс

 1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5".

 2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5".

 3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5".

 4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов "5".

 



 

Как известно, чтение - очень полезно, особенно для  детей, оно способствует развитию речи, воображения, концентрации внимания. Но читать просто сказку или
рассказ   ребенком, вполне естественно, будет неинтересно и надолго  внимания  к такой сказке и к произведениям других жанров не приковать. Что же поможет ? Ответ - красочные, красивые иллюстрации к сказкам и рассказам.
В коллекции присутствуют как народные сказки для детей ,так и сказки известных писателей, как отечественных, так и зарубежных. Что касается иллюстраций к стихам и сказкам - это работы популярных художников, которые будут интересны  вам. Заходите на сайт
 "Планета сказок"  и читайте.Биография писателей
 

Биография писателей  http://www.kostyor.ru/biography/



Детская библиотека им. А.П. Гайдара  http://peskarlib.ru/

Сказки Волшебной Страны  http://www.kniga-skazok.ru/




Правила чтения и обращения с книгой 
1. Не берите книги грязными руками. 
2. Читайте, сидя за удобным столом. 
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°. 
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой. 
5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным. 
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта. 
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении. 
8. Храните книги в закрытых полках. 


Как надо готовить чтение 
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 
2. Прочитайте несколько раз эти слова. 
3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых. 
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его. 


Учитесь читать правильно 
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их. 
2. Старайтесь понять то, о чем читаете. 
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову. 
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его. 
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами. 


Учитесь читать выразительно 
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его. 
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете. 
3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией. 
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать). 
5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста. 
6. Выделяйте голосом важные места. 


Памятка к работе над сказкой 
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил? 
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая? 
3. Кто в сказке действует? Какие это герои? 
4. Какие события описываются в сказке? 
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему? 
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить. 
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям? 
8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего? 

 

Памятка к работе над басней 
1. Как называется басня? Кто ее автор? 
2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются? 
3. Кто действует в басне? 
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 
5. Что осуждается в басне? 
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 
7. Что должен понять из этой басни читатель? 
8. Какое выражение басни стало крылатым? 


Памятка к работе над стихотворением 
1. Назовите стихотворение и его автора. 
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт? 
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками? 
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения? 
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? 
6. Что вам понравилось в стихотворении? 
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. 


Работа над лирическим стихотворением 
1. Прочитайте стихотворение. 
2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению? 
3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении? 
4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства? 


Памятка к работе над статьей 
1. Запомните, как называется статья и кто ее автор. 
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли? 
3. О ком или о чем эта статья? 
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье? 
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план. 
6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или 
предложение, где автор говорит о самом главном. 
7. Что нового вы узнали из прочитанного? 
8. Что вы читали об этом раньше? 


Памятка к работе над рассказом 
1. Как называется рассказ? Кто его написал? 
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается? 
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали? 
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно? 
5. О чем вы думали, читая рассказ? 


Выделение главной мысли рассказа 
1. Внимательно прочитайте рассказ. 
2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно. 
3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа. 
4. Определите главную мысль рассказа. 


Составление плана 
1. Разделите рассказ на части. 
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. 
3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки. 
4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко. 


Выработка умения пересказывать полно 
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа. 
1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать 
последовательность событий). 
2. Наметьте его основные смысловые части (картины). 
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста). 
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге. 
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ. 


Выработка умения пересказывать кратко 
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану. 
1. Перечитайте текст. 
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их). 
3. Расскажите о главном в каждой части. 
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части. 
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены). 


Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту 
Задание. Ответьте на вопросы. 
1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст). 
2. Прочитайте рассказ (необходимо думать о

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании